TEA NEXT бесшовно дойдет до точек обмена трафиком в Европе и Азии
Компания "Атлас", создающая транс-евразийскую ВОЛС TEA NEXT, впервые после вхождения Альфа-Банка в состав учредителей представила дорожную карту проекта. TEA NEXT достигла границы с Латвией и планирует дойти до Китая через Монголию, а по подводному кабелю - до Южной Кореи. "Атлас" также ожидает инвестиций от Фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ.
ООО "Атлас" создано в ноябре 2018 г., и до начала 2022 г. его полностью контролировал "Ростелеком" через две дочерних структуры: АО "Вестелком" (ему принадлежало 99,9% долей в "Атласе") и АО "АМТ" (0,1%). В январе 2022 г. инвестором проекта стала группа ВЭБ, и 50% уставного капитала перешло к ООО "Вэб Венчурс" (в апреле того же года доля "Вэб Венчурс" сократилась до 49,99%). Однако в июле 2023 г. "Вэб Венчурс" вышел из проекта, и 99,98% долей в ООО "Атлас" вновь оказались в собственности "Вестелкома"
В октябре 2023 г. Альфа-Банк сообщил, что договорился о партнерстве с ПАО "Ростелеком" в проекте TEA NEXT. "В рамках достигнутых договоренностей Альфа-Банк получил право приобрести 49,99% долей в проектной компании "Атлас" - операторе проекта TEA NEXT", - говорились в официальном сообщении банка. Правда, похоже, что Альфа-Банк до сих пор не воспользовался правом выкупа этой доли - во всяком случае, по состоянию на 17 апреля 2024 г. 99,98% уставного капитала ООО "Атлас" по-прежнему контролирует "Вестелком", а владельцем оставшихся 0,02% является генеральный директор "Атласа" Александр Ратушный.
Тем не менее, "Атлас" считает вхождение Альфа-Банка в проект свершившимся фактом. Директор по продажам ООО "Атлас" Павел Колочкин на конференции TransNet 2024, организованной Информационной группой ComNews, сообщил: "У нас два акционера - это "Ростелеком" и АО "Альфа-Банк". Также мы планируем привлечь средства Фабрики проектного финансирования "ВЭБ.РФ".
"Атлас" является специальной проектной компанией, которая реализует проект строительства "Новой ТрансЕврАзийской волоконно-оптической линии связи" (TEA NEXT). Общая протяженность российского сегмента TEA NEXT составляет около 11 тыс. км. Эта линия соединит западные и восточные рубежи России с привязками к крупнейшим городам страны и выходами на границы Россия-Монголия, Россия-Китай, а также береговую станцию подводных линий связи в Находке. При этом в перспективе ВОЛС TEA NEXT будет иметь продления до основных точек обмена трафиком в Азиатском регионе и Европе.
"Атлас" не планирует предоставлять услуги связи: компания намерена управлять построенной инфраструктурой, продавая или сдавая в аренду другим операторам связи "темные волокна" в оптическом кабеле TEA NEXT.
По данным "Атласа", завершен и уже запущен в коммерческую эксплуатацию участок TEA NEXT от Москвы до Петербурга с ответвлением к латвийской границе. В активной фазе строительства находится участок от Торжка (Тверская область) до Кяхты (Республика Бурятия): завершить его "Атлас" планирует до конца 2025 г. По данным компании, на данный момент там завершены проектно-изыскательные работы, подписаны акты выбора трасс и идут строительные работы. Кроме того, на глубокой стадии проработки находится участок ВОЛС от Кяхты до Находки - его готовность ожидается к I кварталу 2026 г.
"На стадии R&D по части международных продлений находятся инфраструктура по Европе и подводная линия связи Находка - Пусан (Южная Корея)", - добавил Павел Колочкин.
"На западном направлении мы дошли до границы с Латвией, но пока границу не перешли. Мы уверены в перспективах, несмотря на внешний контекст. Наш партнер на европейской стороне - это компания с похожей бизнес-моделью, без государственного участия, которая подтверждает планы по стыковке на латвийской границе. На азиатском сегменте - после Кяхты на границе с Монголией - нам обеспечит продление до границы с Китаем монгольский партнер. В Китае мы приземляемся на инфраструктуру трех основных китайских операторов связи", - сообщил Павел Колочкин.
По словам директора по развитию ООО "Атлас" Всеволода Коржаева, направление Север - Юг "Атлас" не развивает - пока акционеры проинвестировали в маршрут Восток - Запад.
"В 2012 г. "Ростелеком" запускал проект EPEG (Europe - Persia Gateway) - это транзитные каналы по направлению Север - Юг (Европа - Иран - Оман - Персидский Залив). Но это направление не взлетело, наверное по двум основным причинам: из-за санкций, наложенных на Иран, что снижало интерес потенциальных клиентов к этому направлению транзита, и немного разные основные интересы участников консорциума EPEG, что мешало предлагать гибкую коммерческую модель", - напомнил Всеволод Коржаев.
Генеральный директор группы компаний Inoventica Виталий Слизень обратил внимание, что частное воронежское АО "Квант-Телеком" за счет собственных средств реализовало проект по созданию ВОЛС от Москвы до Ирана и Персидского залива - в общей сложности около 3 тыс. км.
"Основное направление для "Атласа" - это строительство линии до Южной Кореи и соединение ее с Европой. Когда у нас сложится эта линия, мы достигнем основной цели на международном направлении. У TEA NEXT не будет конкурентов ни через Северный Ледовитый океан, ни через Красное море. Мы сможем предложить решение с ценой на 40% ниже альтернатив международного рынка", - заявил Всеволод Кожаев.
На вопрос Виталия Слизеня о том, смогут ли клиенты "Атласа" заказать в Москве волокна от Кореи до Амстердама, Всеволод Коржаев ответил утвердительно.
"Если смотреть по магистральным каналам связи в РФ, то до границы каналом обычно владеет российский оператор связи, а за границей - партнер. "Атлас" планирует продольно владеть всей кабельной линей. Это позволит избежать ситуации, когда иностранный партнер устанавливает правила", - отметил Виталий Слизень.
Всеволод Коржаев добавил, что стать собственником оптических каналов на китайской территории у "Атласа" не получится - в Китае лицензия на трансграничные переходы есть только у большой тройки национальных операторов (China Telecom, China Unicom и China Mobile - прим. ComNews). "А вот волокна до Сеула мы сможем предложить", - подчеркнул Всеволод Коржаев.