Роспечать: 2015 год продемонстировал рост интереса интереса россиян к ТВ
Результаты социсследований показывают увеличение интереса россиян к телевидению по итогам 2015 года, несмотря на негативное влияние внешнеполитической и экономической ситуации на медиарынок. Об этом свидетельствуют данные доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, посвященного состоянию и перспективам развития ТВ в России.
Среди основных тенденций отрасли, выделенных авторами доклада – падение доходов от рекламы, сокращение штатов компаний, увеличение стоимости импортного оборудования. Зрительский интерес демонстрирует, напротив, положительную статистику: увеличился объем времени просмотра ТВ – с 227 минут до 246 за 10 лет (медиапотребление в интернете при этом выросло с 5 до 74 минут).
Отмечается также постепенное становление прозрачной и законодательно регламентированной системы общедоступного вещания. Благодаря улучшению технологии доставки сигнала в рамках федеральной программы "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы" ежегодно растет число принимаемых в домохозяйствах каналов – в среднем около 70 на конец 2015 года.
Негативной стороной увеличения времени ежедневного просмотра ТВ – более четырех часов – является тот факт, что показатель растет за счет старшего поколения, тогда как молодежь сокращает время телепотребления, переходя на мобильные электронные устройства. Это создает определенные проблемы для использования традиционных рекламных моделей. Телевизионщики также вынуждены бороться с засильем пиратского видеоконтента в сети и искать новые формы взаимодействия с аудиторией.
"Экономический кризис, рост цен на валюту, интерес зрителей к персонализированному вещанию и законодательные новации – все это сильно осложнило ситуацию в отрасли, заставив одних вещателей приспосабливаться к сложившимся реалиям, других – менять модель зарабатывания денег, а третьих – и вовсе закрыться", говорится в докладе. Тем не менее даже в этот сложный период на рынок было выведено более 20 новых вещателей.
Снижение затрат на приобретение контента в последние два года было характерно для большинства вещателей – сократился объем закупок и показа новых проектов, увеличилось количество повторов, продолжений предыдущих сезонов. По данным KVG Research, уже в 2014 году (более свежих данных нет) семь крупнейших телеканалов России ("Первый канал", "Россия 1", НТВ, ТНТ, СТС, "Пятый канал", РЕН) показали на 12 % меньше премьерного контента, чем в 2013 году5 (10 600 часов). Объем рынка в деньгах сократился менее значительно – на 3%, составив 43,1 млрд рублей. Телеканалы начали экономить на дорогом типе контента, делают вывод авторы отчета, но инерционность производства телевизионного контента, основанная на долгом сроке инвестирования и непосредственно работы над продуктом, пока заставляет большинство крупных продакшн-студий заканчивать начатые проекты, что в будущем, возможно, позволит нивелировать снижение денежного потока.
Отдельные разделы доклада посвящены также крупнейшим кабельным активам и ОТТ-платформам, приводятся данные о выручке операторов и вещателей.