Рынок межоператорских услуг в РФ составит 306 млрд руб. по итогам 2016 года
В целом, как считают аналитики, в условиях постоянного роста конечного потребления в натуральных показателях в большинстве сегментов телекоммуникационная отрасль подвергается сильному ценовому давлению и угрозам, которые отражаются на ее развитии, включая оптовый межоператорский сегмент В2О.
Серьезное влияние на падение транзитного голосового трафика оказало появление ОТТ-сервисов, таких как Viber, Whatsapp, WeChat, Facebook Messenger и других. За последние три года число их пользователей выросло в пять раз: с 0,5 до 2,5 млрд человек. Более позитивная ситуация имеет место в сегменте аренды каналов и IP-транзита. Несмотря на то, что по основным глобальным маршрутам транзита трафика сохраняются высокие темпы снижения стоимости услуг (в среднем более 15% в год), рост спроса в натуральных показателях существенно превышает эрозию цен.
Важнейшей особенностью глобального рынка в ближайшем будущем станет существенный передел рынка в сторону крупных ОТТ-провайдеров. В 2014 году доля частных сетей в общей структуре спроса на транзитную емкость через Атлантический океан приблизилась к 60%. Аналогичная тенденция имеет место и в Тихом океане. Так, за последние несколько лет Google, Facebook, Amazon, Microsoft и другие провайдеры стали заметными игроками на международном магистральном рынке. Например, в октябре 2016 года Google и Facebook стали участниками консорциума по строительству подводного кабеля Pacific Light Cable Project через Тихий океан с пропускной способностью до 120 Тбит/с.
Агентство отмечает, что развитие собственных глобальных сетей – это не только вопрос конкуренции, но и потенциал для сотрудничества между ОТТ-провайдерами и глобальными и национальными операторами, которые имеют доступ к конечным пользователям. Концепция программно-конфигурируемых сетей и виртуализации функций управления сетью (SDN/NFV) может стать технологической платформой для такого сотрудничества.
В целом телекоммуникационная отрасль сохраняет свой инновационный характер, а технологическое лидерство остается одним из главных драйверов ее развития. Для магистрального бизнеса это в первую очередь означает необходимость обеспечить модернизацию сети для пропуска возрастающих объемов трафика при обеспечении требуемой экономической эффективности. Средняя утилизация подводных кабельных систем в мире достигает лишь 15–25 %, что связано с длительным сроком их эксплуатации и вынужденным созданием определенного запаса емкости на будущее. Аналогично доля использования IP-сетей не превышает 50–60 % вследствие необходимости их резервирования. Использование программно-конфигурируемых сетей позволит достигнуть степени утилизации сети, близкой к 100 %. Важным следствием этого станет осознание того, что конкуренция будущего будет связана с практически 100%-м использованием ресурсов магистральной сети. В частности, такую возможность уже сегодня демонстрирует компания Google на своей глобальной сети.
По оценкам агентства, в 2016 году российский рынок межоператорских услуг составит 306 млрд руб. В ближайшей перспективе будет наблюдаться положительная динамика за счет роста мобильной составляющей на фоне постепенного снижения доходов от услуг IP-транзита и пропуска голосового трафика в фиксированных сетях. В 2016–2021 гг. среднегодовой темп роста российского рынка в сегменте B2O (CAGR) составит 2,5%,и в 2021 г. он достигнет 346 млрд руб.
Помимо доходов от мобильного присоединения и пропуска трафика, положительную динамику покажут сегменты IPVPN и международный транзит. Благодаря росту курса рубля в 2014–2015 гг., определенную поддержку рынку дали услуги, связанные с международным бизнесом, – транзит международного голосового трафика и аренды международных каналов. Вместе с тем в долгосрочном плане основные сегменты рынка продолжают испытывать конкурентное давление и сильную эрозию цен.
Существенными игроками на рынке межоператорского взаимодействия являются компании МТС, "ВымпелКом", "МегаФон", "Ростелеком", "Транстелеком", МТТ. По оценкам J’son & Partners Consulting, на них приходится более 90 % доходов от услуг B2O. Несмотря на такую концентрацию рынка, конкуренция продолжает развиваться, появляются новые игроки, например, строительные компании волоконно-оптических сетей прокладывают собственные линии связи и затем начинают оказывать услуги по сдаче их в аренду. Продолжает расти активность региональных и ведомственных операторов, которые, помимо собственной магистральной инфраструктуры на локальном уровне, организуют и международные стыки на границе со странами СНГ.